Ноябрь
Пн   2 9 16 23 30
Вт   3 10 17 24  
Ср   4 11 18 25  
Чт   5 12 19 26  
Пт   6 13 20 27  
Сб   7 14 21 28  
Вс 1 8 15 22 29  




Москве необходимы осознание ясности и прозрачность



- Наши страны достаточно различные, но их связывает история. В новеньком времени они как будто утратили некоторую общность. Интересно, с чего же вообщем начался культурный обмен в новеньком времени?

- В 2009 году президент Медведев предложил нашему премьер-министру открыть большой филиал Эрмитажа в Амстердаме, тот согласился. Сейчас в здании «Амстелхоф» на реке Амстел меж каналами Ниуве-Херенграхт и Ниуве-Кейзерсграхт находится амстердамский Эрмитаж, и с этого, как мне кажется, начался некоторый новейший обмен меж нашими странами и взаимный энтузиазм. К тому же Россия уже пару лет проводит годы, посвященные тому либо иному государству, и сейчас возникла успешная возможность организовать таковой вот перекрестный год с Голландией.

- В сентябре центром современной голландской культуры на недельку станет парк Горьковатого. Почему выбор пал конкретно не него и на таковой открытый формат мероприятий?

- Нам чрезвычайно не хотелось делать из перекрестного года что-то суперофициальное, а хотелось, чтоб это было для всех, для среднего гостя, для тех, кто, может, не знает высочайшей голландской культуры, но, проходя мимо, непременно заинтересуется. Мы старались придумать открытый и дешевенький формат мероприятия, и я сходу вспомнил о парке Горьковатого. Пока мы жили в Москве, нам чрезвычайно нравилось все то, что происходит с сиим парком. Мы договорились с управлением парка, и я почему-либо сходу пошевелил мозгами, что непременно представлю там Kyteman Orchestra. Не так как я его чрезвычайно люблю сам, а так как его вправду считают в Голландии самым мощным и инноваторским проектом на музыкальной сцене.

- Уже сначала сентября в парке Горьковатого голландские художники-графики будут готовить установку в формате билборда, что еще никто не делал в России. Это ваш заказ либо предложение самих живописцев?

- Мысль родилась вместе в процессе общения с Хейсом Фрилингом и Йобом Ваутерсом, которые уже издавна чрезвычайно известные живописцы в Голландии. Хейс, состоявшийся и уважаемый голландский живописец, не раз представлявший нашу страну на разных биеннале в мире, три года назад начал сотрудничать с графическим дизайнером Йобом Ваутерсом - юным и чрезвычайно увлекательным дизайнером, который поновой перевел каллиграфию в формат современного дизайна. Они работают над большими полотнами-фресками, и для их постоянно чрезвычайно важен процесс, потому их искусство к тому же перформанс. Мы желаем представить их творчество как рождение и представление. Чрезвычайно нередко они не сохраняют собственных работ, а лицезреют их как временное, мимолетное явление. Хейс и Йоб сделают в парке Горьковатого большой билборд, на котором будет чрезвычайно увлекательный текст.

Дни Голландии" в России

Нидерланды и Россия - как инь и ян. Голландцы - эталон толерантности, фавориты стихии, страна безупречного градоустройства и передовой дизайнерской мысли. Мы остальные, и в этом нет ничего отвратительного. Ровно 400 годов назад правитель Миша Федорович выслал царевичу Оранскому грамоту с извещением о вступлении на престол и просьбой о помощи в войне против Польши, в 1713 году Петр I совсем скрепил культурные и научные связи государств, а в народный лексикон вошли слова «рейд», «айсберг», «дрейф».

В рамках года культурного обмена меж Нидерландами и Россией в Москве пройдет фестиваль «Дни Голландии» - мы принимаем коллекцию работ Пита Мондриана в Третьяковке, плеяду современных музыкантов и живописцев в парке Горьковатого и театральные труппы на фестивале «Гаврош». Голландцы тем временем идут на выставку «Петр Великий, правитель Вдохновленный» в амстердамский Эрмитаж, невзирая на то что на прошлой недельке скульптура Петра Великого в Роттердаме работы архитектора Леонида Михайловича Баранова по известным причинам была покрашена жителями городка в розовый цвет.

- Но вы ведь везете не только лишь програмку для парка Горьковатого. Что еще ожидать русскому зрителю от голландского «вторжения»?

- Одной из важных частей нашей программы будет кино - в «Пионере» под открытым небом пройдет ретроспектива кинофильмов Пола Верховена. Это единственный голландский режиссер, который имел большой фуррор в Голливуде, а до того был красивым артхаусным режиссером. В 70-е его считали на родине отщепенцем и нонконформистом, а его киноленты - незапятнанным арт-кино. Тогда Верховен был умопомрачительно удачным, в особенности его кинофильм «Турецкие наслаждения», и голландцы считают его мастером артхауса до этого времени. В 80-х кинофильм получил 1,3 млн гостей - каждый десятый голландец лицезрел этот кинофильм в кино. И русскому зрителю чрезвычайно принципиально узреть ту старенькую Голландию, которая сохранилась лишь в декорациях верховеновских «наслаждений», это практически исторический взор.

Остальные городские мероприятия за пределами парка мы объединили и окрестили «Голландскими днями», они также предваряют огромную выставку в Третьяковке - Пита Мондриана, быть может, самого известного голландского художника ХХ века. Мондриан еще никогда не был показан в России, хотя чрезвычайно тесновато связан с таковыми русскими живописцами, как Лисицкий, Малевич и остальные. Было чрезвычайно любопытно все это соединить в один фестиваль и показать такую разную Голландию, в чем либо, быть может, все-же похожую на Россию.

- Прожив год в Москве, вы наверное успели примеритьсвой голландский взор к этому городку. Чего же для вас тут больше всего не хватало либо хотелось поменять?

- Я быстрее чрезвычайно почти все желал бы тут сохранить. Мне было бы тем паче любопытно привлечь российский опыт на голландскую сторону, что бывает нечасто. Ежели продолжать разговор о градостроительстве, то я скажу о российском дворе, который считаю прелестной концепцией общественного места, чрезвычайно увлекательным строительным явлением. В Амстердаме, естественно, место меж зданиями постоянно укрыто, а в Москве меня практически потряс тот факт, что места во дворах общедоступны, и думаю, что потенциал дворов в Москве применен недостаточно.

Пока я жил тут, всегда удивлялся: самые достойные внимания магазины укрыты кое-где во дворе, и нет никаких указателей

Что я желал бы привлечь сюда из Голландии, так это одно из важнейших свойств голландской культуры - осознание ясности и прозрачность. Это видно в живописи Мондриана, в архитектуре, дизайне, даже в том факте, что обитатели Голландии так не обожают шторы - пройдите по улицам голландских городов, и вы можете заглянуть практически в хоть какой дом. Это концептуальная ясность, ясность выполнения, ясность, быть может, в нашем небе - у нас нет гор и постоянно был супероткрытый горизонт, быть может, это качество развилось частично по данной для нас причине. Это качество быть может чрезвычайно увлекательным для России и для Москвы. Этот город можно осознать лишь через несколько месяцев либо лет пребывания в нем, так как в Москве все неясно, и чтоб открыть себе что-то, необходимо потрудиться. Быть может, Москве не воспрепядствовало бы на некое время поменять свои старенькые привычки прятать все не плохое.

Пока я жил тут, всегда удивлялся: самые достойные внимания магазины укрыты кое-где во дворе, и нет никаких указателей. Мой возлюбленный книжный «Фаланстер» запрятан так, что его тяжело отыскать даже со второго раза. В Голландии это полностью нереально, и в Москве очевидно нет недочета в работе для голландских дизайнеров.

- Вы связываете эту изюминка градостроения с нашим складом ума?

- Я, если честно, это ваше «смутное» качество - закрытость - чрезвычайно люблю. Сокрытые магазины, дворы, сокрытые дорожки меж зданиями. С одной стороны, это стращает, а с иной - как-то обязано сохраняться, так как это отражает какие-то принципиальные ваши свойства. Во всех музеях мира, к примеру, работы Пикассо были постоянно самими вседоступными - но не в Эрмитаже. Это тоже любопытно - опосля долгого поиска и ожидания вы находите Пикассо и чувствуете что-то необыкновенное.

- Когда вы готовили специальную музыкальную програмку для «Дней Голландии», вы руководствовались личными предпочтениями, популярностью артистов у вас в Голландии либо запросами российской публики?

- Наверняка, всем понемногу. Кроме Kyteman Orchestra выступят еще De Kift, Skipamp;Die и The Ex. Эти группы различные, но они представляют то, что происходит в сфере современной музыки в Голландии. De Kift не раз выступали в России, к примеру в Петербурге, у группы большой энтузиазм к российской культуре, и они нередко пишут песни на стихи российских поэтов, не так давно они сочинили оперу по Даниилу Хармсу. Потому и у российской публики есть к ним большой энтузиазм. The Ex - это экспериментальная группа, собственного рода тоже голландская инновация, но в сфере рок-классики. Skipamp;Die - наиболее юный коллектив, который является огромным фанатом женщин из Pussy Riot. Думаю, представить мэтров и новичков нашей рок-сцены будет любопытно на российской земле.

- Предусмотрена ли в рамках фестиваля какая-то театральная программа?

- Когда я жил в Москве, практически каждую субботу прогуливался с моей дочкой в различные московские театры для малышей. И это было для меня большущим откровением. Естественно, я знаком с качеством российского театра и наслышан о традициях детского российского театра, но это было особенное удовольствие, и я сходу помыслил: как мы, голландцы, можем соперничать с таковой традицией? В Голландии таковой театральной культуры просто не существует. Есть детский театр, театр для молодежи и почти все остальные, но вся система голландского театра совсем иная. Драматические театры у нас не имеют собственной труппы и постоянно работают независимо от самих театров, которые их просто сезонно принимают. Театра в том глубочайшем осознании, в котором он существует в России, у нас нет. Лишь инновации, не традиции. Потому в рамках «Дней Голландии» я принял предложение фестиваля «Гаврош» (ежегодный театральный фестиваль детских спектаклей из различных государств. - «МН») и предложил восхитительную постановку «Бури» Шекспира одной из голландских трупп. В течение пары поездок в Голландию фестиваль сам активно находил проекты и составил хорошую програмку для российских деток. И я чрезвычайно рад, что так все вышло.

- Есть что-то от российской культуры, что досталось голландцам, а не напротив, как мы привыкли?

- Естественно, наши исторические связи чрезвычайно тесноватые. Это не только лишь петровские времена, я считаю, что влияние голландской живописи XVII века в России чрезвычайно сильно. А вы в свою очередь умеете нашу живопись ценить - ежели брать во внимание ту восхитительную коллекцию в Эрмитаже. И это для меня чрезвычайно живая тема, я много писал о влиянии голландской живописи на искусство передвижников. Наши художники-дизайнеры постоянно имели тесноватые связи с русским авангардом - в Голландии одна из самых больших коллекций работ Малевича вне России. И пожалуй, самое принципиальное российское, что воздействовало на голландскую культуру, - это литература. Российская классическая литература постоянно имела колоссальное влияние на голландцев. Тут повсевременно читают работы Толстого, Бабеля, Бунина. У нас большие библиотеки российской литературы - это собрания сочинений Тургенева, Достоевского, Чехова, Салтыкова-Щедрина.

Славянская душа

Шенг Схейен - один из ведущих профессионалов по российской культуре и истории ХХ века, подготовивший несколько выставок российского искусства в Нидерландах и Англии. Его докторская диссертация была посвящена Сергею Дягилеву, а в 2012 году он выпустил книжку «Дягилев. "Российские сезоны" навсегда» - более полную на нынешний день биографию «продюсера грядущего искусства». Шенг служил атташе по культуре в посольстве Нидерландов в Москве, а в текущее время является куратором Года Нидерландов в России, который именует «голландскими сезонами». Конкретно Шенг настоял на том, чтоб выставка работ Пита Мондриана проходила в Третьяковке, хотя все большие забугорные коллекции, обычно, попадают в Пушкинский и Эрмитаж. 40 работ Мондриана можно будет глядеть в контексте произведений его российских единомышленников-модернистов с 14 сентября по 24 октября в Третьяковской галерее на Крымском Валу.