Апрель
Пн 1 8 15 22 29
Вт 2 9 16 23 30
Ср 3 10 17 24  
Чт 4 11 18 25  
Пт 5 12 19 26  
Сб 6 13 20 27  
Вс 7 14 21 28  



Нелегкая судьба подсолнухов Ван Гога



В один прекрасный момент в Арле - в августе 1888 года - Ван Гог собирался писать с натуры. Натурщицы, которых он нанял, не пришли. Не считая того, дул свирепый мистраль - порывистый и знойный, из-за что условия для работы на пленере стали невыносимыми.

Потому художнику пришлось импровизировать: он взял охапки прованских подсолнухов, которые в это время заполучили расчудесный золотистый оттенок, и поставил их в обливные глиняние вазы, изготовленные местными гончарами. Он начал работать в пн днем, а к субботе написал четыре картины с подсолнухами.

Две из их вошли в число самых возлюбленных, узнаваемых и ценных картин в мире: они выставлены в Мюнхене и в Государственной галерее в Лондоне. Две остальные для всеобщего обозрения недосягаемы - одна была уничтожена, когда америкосы бомбили Японию во время 2-ой мировой войны, а иная затерялась в личных коллекциях опосля выставки в 1948 году в Огайо.

И вот раскрылись неизвестные факты о 2-ух потерянных картинах Ван Гога. Спец по творчеству Ван Гога Мартин Бэйли (Martin Bailey) нашел ранее не известную репродукцию 1920-х годов с картины «Шесть подсолнухов» - той, что была уничтожена во время бомбежки. Потому в первый раз опосля войны возникла возможность узреть работу в первозданном виде, написанную живыми, колоритными красками, а к тому же на репродукции она изображена в начальной раме, которую Ван Гог покрасил таковым образом, чтоб выделить цвета изображенных цветов, и которую до этого времени никто не лицезрел.

Наиболее того, Бэйли нашел следы и иной - «исчезнувшей» картины. Он узнал, что она переходила из рук в руки - поначалу она находилась у 1-го личного обладателя, к которому попала опосля войны. Потом в 1990-е годы ее купил иной «избегающий публичности личный коллекционер», у которого еще есть несколько работ Ван Гога.

Бэйли, который на прошлой недельке опубликовал материалы собственного исследования в новейшей книжке «Подсолнухи принадлежат мне» (The Sunflowers Are Mine), нашел сделанную в 1920-е годы репродукцию «Шести подсолнухов» в Стране восходящего солнца - она хранилась в маленьком музее в папке посреди репродукций картин Сезанна.

Еще есть и иная репродукция данной для нас картины, хотя по качеству она ужаснее, и на ней отсутствует изображение той авторской рамы. И краски на данной нам репродукции не такие калоритные, как на той, которую нашел Бэйли, и которую Ван Гог описывал в письме к собственному брату Тео.

Оранжевая рама - колоритная в том месте, где она проходит над небесно-голубым фоном картины, и бледно-оранжевая там, где изображен сиреневый стол, на котором стоят подсолнухи - была «принципиально новеньким элементом в 1988 году, когда была написана картина, - пишет Бэйли. Традиционно картины вешали в золоченых рамах либо же - ежели работы были современными - в рамах белоснежного цвета, а Ван Гог очевидно желал показать, что это рама является элементом самой картины.

Картина была уничтожена в этот же день, когда была разрушена Хиросима - во время бомбардировки городка Асия (Ashiya). К тому времени она издавна уже лишилась той рамы, которую по заказу Ван Гога сделал плотник в Арле, и которую живописец раскрасил своими руками. Она находилась в доме обеспеченного коллекционера Коята Ямамото (Koyata Yamamoto) - в стильной золоченой раме она висела над диванчиком. И когда дом обхватило пламя, картину не стали выручать - из-за массивной рамы она оказалась очень тяжеленной.

Бэйли обрисовал историю этих 4 картин с подсолнухами, также сказал о 3-х копиях, которые Ван Гог написал позднее с 2-ух из этих картин. В текущее время копии эти висят в музеях Филадельфии, Амстердама и Токио.

Поначалу эти картины с подсолнухами были написаны, чтоб украсить интерьер спальни Гогена, ну и реализовать их было трудно. Сейчас же они занимают место посреди самых общепризнанных и дорогих картин за всю историю.

По мнению Бэйли, если б какая-нибудь из этих картин с изображением подсолнухов была выставлена на продажу, то ее можно было бы реализовать "наиболее, чем за 100 миллионов фунтов стерлингов". В прошедшем году Государственная галерея продала 26 тыщ открыток с одним из изображений подсолнухов».

С картинами соединены неописуемые истории. Во время войны полотно «Пятнадцать подсолнухов», которое выставлено в Государственной галерее (практически картина принадлежит галерее Тейт), для сохранности выслали в графство Камбрия на Северо-Западе Великобритании - в замок Манкастер (Muncaster Castle), построенный на фундаменте старого римского форта в городе Рейвенгласс (Ravenglass). Оттуда картину перевезли в Шотландию - в Троссакс (Trossachs), чтоб ее поглядел германский реставратор, бежавший из нацистской Германии.

В собственном сельском доме на севере от Глазго реставратор снял со стенки темную картину Рембрандта, и на ее место повесил наиболее жизнерадостную картину с подсолнухами.

«Рядом висели "Желтоватый стул" Ван Гога, красивое полотно позднего Тернера и "Мост Ватерлоо" Уистлера (Whistler) - хорошая коллекция, которая скрашивала годы войны на чужбине!» - писал он. В критериях военного времени он был лишен подходящих ему инструментов, потому для реставрации холста «Пятнадцати подсолнухов» он употреблял терку для сыра, чтоб наносить воск на обратную сторону холста, обыденный утюг - чтоб этот воск закрепить, и зубоврачебный шлифовальный инструмент - чтоб ровнее распределить краску на полотне.

«От таковых действий современные реставраторы пришли бы в кошмар, - говорит Бэйли, - и, тем более, с того времени фактически не появлялось необходимости реставрировать картину еще раз».