Апрель
Пн 1 8 15 22 29
Вт 2 9 16 23 30
Ср 3 10 17 24  
Чт 4 11 18 25  
Пт 5 12 19 26  
Сб 6 13 20 27  
Вс 7 14 21 28  



Дмитрий Метелкин: Предки пока не знают, что желают от школы



Как понятно, проживая в обществе, нельзя быть от него вольным. В применении к школе эту мысль можно уточнить: нельзя быть вольным от родительского общества. Так как все мы, бизнесмены и чиновники, докторы и журналисты, в целом составляющие социум, - чьи-то матери и папы, бабушки и дедушки, и все мы чрезвычайно озабочены ситуацией в образовании вообщем и в том определенном учреждении, куда прогуливается наш ребенок, а именно. Любая школа существует в окружении этого озабоченного, заинтересованного и очень критично настроенного общества.

И любая школа обязана с сиим обществом не только лишь считаться, да и выстраивать дела. По способности - дружеские и партнерские, но время от времени бывает, что неприязненные и даже антагонистические. Почему сейчас образование не может развиваться без опоры на родительское мировоззрение и родительскую поддержку и как сделать так, чтоб школа отвечала публичным ожиданиям и интересам? - на эти и остальные вопросцы ответил заместитель министра образования, науки и инноваторской политики Новосибирской области Дмитрий Метелкин.

В поисках отмычки

- Любопытно следить, как изменяется позиция родителя по отношению к школе, как расширяются права, а совместно с ними и обязанности общественности в том, что касается сферы образования. Еще 15 годов назад не могло быть и речи, чтоб матери с папами имели свое мировоззрение и предъявляли свои требования по поводу способов и программ обучения. Сейчас это считается не попросту вероятным, да и нужным.

- Ничего необычного. В любом демократическом обществе, обычно, главные университеты и социально важные сферы действуют, развиваются и изменяются под влиянием наружной, социальной среды. И система образования, как один из таковых институтов, не может оставаться невосприимчивой к запросам и ожиданиям тех же родителей. При этом взаимное это влияние - социума на школу и школы на социум - можно оценивать по-разному, не постоянно лишь позитивно.

Ежели мы попробуем сконструировать, чего же же граждане России желают сейчас от школы, нам придется столкнуться с определенными трудностями. То социально-культурное расслоение, которое сейчас наблюдается в российском обществе, находит отражение и в наших требованиях к образованию.

Начнем с того, есть ли у нас в обществе целостное представление, что такое вообщем не плохая школа? Та, где обеспечивают высочайший предметный итог, загружая малыша по полной и требуя от него наибольшей отдачи времени и сил? Да, для части родителей это будет неплохой школой. А быть может, та, где предоставляют детям психологически удобные условия для гармонического развития личности, пусть даже во вред оценкам и баллам? Наверное есть матери, которые назовут неплохим конкретно такое учебное заведение.

И какую бы безупречную модель образовательного учреждения мы ни нарисовали, она не сумеет удовлетворить всех. Обилие взглядов на то, как должен смотреться разыскиваемый «идеал», очень велико. Часть родителей постоянно будет недовольна, чьи-то интересы останутся «за бортом». Потому, на мой взор, современная система образования обязана быть гибкой, предлагая различным соц группам различные варианты программ - очевидно, при сохранении общего эталона. В одном случае это будет инклюзивное образование, в другом - здоровьесберегающие технологии и формирование физической культуры, в 3-ем - личные линии движения обучения…

Расставив себе эти акценты и выстроив систему ценностей, школа сумеет предъявить их родительскому обществу, а предки, в свою очередь, будут решать, соответствует эта система их ожиданиям и требованиям либо нет и какую модель из предложенных им идеальнее всего выбрать и предпочесть. При всем обилии современных педагогических подходов нельзя отыскать тот всепригодный ключ-отмычку, который бы подошел ко всем замкам и открыл бы все двери.

Процесс кристаллизации системы ценностей и ценностей в педагогическом обществе - дело длительное и чрезвычайно сложное. Оно просит от учителей определенного уровня проф рефлексии. Большая часть школ находятся в самом начале этого пути. Чрезвычайно немногие образовательные учреждения могут сейчас внятно сконструировать то, что на западном управленческом жаргоне именуется «миссией организации». Но без этого нереально выстроить взаимопонимание и сделать взаимодействие меж школой и родителями - лишь верно выраженная позиция, понимание собственного предназначения и готовность в честном, открытом диалоге заявить о данной нам позиции и этом предназначении обществу.

Без палитры не разберешься

- Вы произнесли, что у семьи должен быть выбор. Думаю, подавляющее большая часть родителей с сиим согласится. И до недавнего времени таковой выбор, хотя и ограниченный географическими, финансовыми и иными обстоятельствами, у нас был. Но вот уже 2-ой год действует приказ Минобрнауки России, по которому первоклашек принимают в школы лишь по месту проживания и за каждым образовательным учреждением закреплен собственный микроучасток. Ежели для вас подфартило иметь прописку рядом с 1-й гимназией либо 9-м лицеем, вы сможете рассчитывать, что ваш ребенок попадет в престижную школу, ежели нет - извините. Ни о каком выборе речь уже не идет.

- Давайте расставим точки над i. Во-1-х, муниципалитет вправе своим решением придать той либо другой школе экстерриториальный статус, тогда и хоть какой ребенок из хоть какого района, пройдя вступительные тесты, может стать ее учеником. В Новосибирске есть такие образовательные учреждения, которые работают по особенным програмкам для одаренных малышей. Схожая практика существует и в специализированных классах. Другие школы обеспечивают базисный уровень общего образования, и к ним применимы федеральные нормы о микроучастках.

Во-2-х, давайте представим: а что будет, ежели завтра эти нормы вдруг отменят? Представте, какая начнется неразбериха, какие будут возникать конфликты, какие очереди выстроятся к кабинетам директоров. И что тогда станет основанием для зачисления малыша в школу? Кто из родителей скорее добежал и у кого крепче локти, тот и пробился?

Можем ли мы обеспечить равный доступ людей к хоть какому образовательному учреждению, просто сняв настолько мешающие всем территориальные ограничения? Разумеется, нет. Что мы заместо этого получим? Ситуацию неопределенности, завышенной стрессовости и отсутствие прозрачности при принятии решений в отношении малышей. И очевидно, сходу резко вырастет коррупциогенный фактор, который и без того находится в образовательном пространстве.

По сути неувязка заключается совсем не в микроучастках. Сейчас в обывательском сознании существует всего два цвета, в которые люди готовы окрасить систему образования. Темный и белоснежный. Есть школы «хорошие», и есть «плохие». Очевидно, каждый родитель грезит для собственных малышей о «хорошей». Потому раз в год вокруг лицеев и гимназий возникает ажиотаж и нормативные границы трещат под натиском желающих во что бы то ни стало запихнуть собственного малыша в элитное заведение.

Но реальность куда богаче и разнообразнее, и красок для раскрашивания многоцветной карты образования по сути еще больше. Школы не делятся на «хорошие» и «плохие», они различные. Это совершенно иная система координат. И я вас уверяю, что подавляющее большая часть родителей, которые стремятся пристроить свое чадо в 1-ю гимназию либо 9-й лицей, понятия не имеют, чем различаются учебные программы в этих учреждениях, не лицезреют различия меж гимназическим и лицейским образованием.

Что является для их основанием для выбора? Некоторое условное, умозрительное представление о «хорошей» школе, в которую их ребенку обязательно нужно попасть. Тогда и эти предки объявляют «привязанность» образовательного учреждения к микроучастку социально важной неувязкой, и эта неувязка муссируется в СМИ и вырастает до глобальных размеров…

По сути никакой препядствия нет, она существует лишь в головах у людей.

Мечта рядом с домом

- Постойте, вы желаете огласить, что, в принципе, нет никакой различия, как вооружена школа, какие в ней условия для обучения, какие она дает стартовые способности своим выпускникам?

- Я желаю огласить, что люди традиционно находятся в плену стереотипов. И конкретно на их основываются при выборе школы. А когда эти стереотипы сталкиваются с реальностью, наступает разочарование. Школа, в которую вы так упрямо стремились, далековато не постоянно оправдывает ваши ожидания. Ни в каком учебном заведении - я за эти слова отвечаю - не быть может однородно высокопрофессионального коллектива. В каждой гимназии и в каждом лицее есть свои фавориты, свои середнячки и свои отстающие. И детям в процессе учебы предстоит сталкиваться с преподавателями чрезвычайно различного уровня.

- Кстати, читая отзывы на родительских форумах, приходишь к выводу, что самые брендовые, самые раскрученные наши образовательные учреждения вызывают больше всего приреканий и нелицеприятных откликов. При том что о обыденных школах пишут полностью благожелательно.

- И это тоже итог неоправданных родительских ожиданий и следствие бытующих в обществе стереотипов. Заместо того чтоб собрать информацию, провести анализ, сопоставить различные образовательные программы и сделать осознанный выбор, предки управляются обычным черно-белым шаблоном - «школа хорошая» либо «школа плохая». И приложив массу усилий, чтоб попасть в «хорошую», с удивлением и возмущением обнаруживают, что действительность оказывается далека от их представлений.

- И как, на ваш взор, можно решить эту делему?

- Я могу нарисовать, как мне представляется безупречная ситуация. Как обстоят дела в действительности, мы уже узнали. А в эталоне каждое образовательное учреждение обязано выработать свою, как я уже говорил, педагогическую програмку, свою позицию, свое кредо. При этом выработать с учетом особенностей того общественного окружения, в каком существует определенная школа, - особенностей экономических, культурных, государственных, всех. Чтоб в конечном итоге очень отвечать требованиям и интересам собственного микросоциума - собственного, говоря казенным языком, микроучастка.

Это чрезвычайно узкая, долгая и тщательная работа - выстраивание конструктивного диалога и взаимодействия с наружным обществом, согласование и корректировка собственной миссии в согласовании с запросами этого общества, постепенное увеличение свойства и эффективности обучения. Но такую работу, на мой взор, должен сделать каждый педагогический коллектив.

Тогда и неувязка, о которой мы с вами говорим, просто перейдет в другую плоскость - не как оторваться от родного микроучастка и попасть в «школу собственной мечты», как перевоплотить школу рядом с домом в ту, о которой мечтается. Тогда территориальные нормы, которые сейчас воспринимаются почти всеми родителями как ограничение свободы, не станут выступать в роли раздражителя публичного сознания.

Вообщем, мне кажется, школа, снова же в эталоне, обязана размещаться неподалеку от места жительства - в пешеходной доступности. Это, кстати, элемент обычной социализации малыша. Чтоб путь от дома и обратно он совершал без помощи других, чтоб этот путь не был связан с транспортными маршрутами не сильно напрягал родителей необходимостью обеспечить сопровождение.

- Не сильно напрягал самого малыша - так как длинноватые переезды отымают время, силы и здоровье, а они у сегодняшних школьников и так в недостатке.

- Согласен. И потому наша задачка сейчас - не наращивать дифференциацию образовательных учреждений, не идти на поводу у этих действий, а по способности их затормозить и нивелировать. Испытать сделать так, чтоб развитие образования шло по пути выравнивания свойства. И тут кроме принятия чисто управленческих решений, связанных с ростом проф компетенций преподавателей и улучшением ресурсной обеспеченности школ, нам предстоит еще большущая работа с публичным мнением.

- Что вы имеете в виду?

- Я имею в виду, что мы должны привлечь на свою сторону родительскую общественность. Не достаточно сделать неплохую школу, нужно, чтоб люди узнали, сообразили и поверили, что она вправду не плохая. Ежели этого не случится, все наши усилия, все наши старания, все наши деяния, предпринятые для того, чтоб подтянуть и выровнять образовательные учреждения, пропадут впустую - обычная черно-белая картина в головах у людей остается без конфигураций.

Вылезти из аквариума

- Ворачиваясь к родительским форумам. Читаешь, что пишут участники интернет-сообщества, и удивляешься - сколько негатива собирает наша школа. Понятно, что граждане России много чем недовольны: и политикой, и здравоохранением, и пенсионной системой… Но почему-либо конкретно сфера образования вызывает больше всего возмущенных откликов.

- Ну, это как раз понятно. Ежели посчитать количество интеракций, как окрестили бы это психологи, средней семьи со всеми соц институтами, то 1-ое место, непременно, достанется сфере образования. Одни члены семейства сталкиваются с ней впрямую, к примеру детки, которые проводят в школе чуток ли не половину жизни. По остальным - родителям, дедушкам и бабушкам - эти столкновения бьют рикошетом. В общем, логично, что погруженность большинства людей России в препядствия российского образования чрезвычайно велика.

Тревожит другое. Вы верно увидели, нрав выражений в подавляющем большинстве нехороший. Чрезвычайно не много позитива и совершенно нет конструктива. Ежели мы поглядим интернет-источники, блогосферу, форумы, то убедимся, что встретить там доброжелательный отзыв - это натолкнуться на редкого зверька.

Плохо не то, что таковая реакция есть, плохо, что она не перебегает в практическое русло. В моем осознании, опосля первого чувственного критического отклика обязано последовать рациональное действие. Мы недовольны тем-то и тем-то, а далее что? Что в данной ситуации можно сделать?

А у нас пар, как постоянно, уходит в свисток. Повозмущались в собственном кругу, в замкнутом пространстве веба - и все, на этом общественная активность закончилась. Простите за био сопоставление, но это как загнивающая микрофлора в аквариуме, которая ни к чему не стремится, так как там сложился собственный биоценоз, свои пищевые цепочки, каждый свою небольшую пользу из этого «диалога» извлекает. Никакого выхода на изменение действительности нет.

Но ведь тогда эти узенькие места в системе общего образования, о которых с таковой болью пишут участники форумов и которые, что греха таить, вправду есть, так не будут исправлены. Выходит, что этот пласт мнений просто-напросто бесполезен исходя из убеждений развития системы. Он не обеспечивает обратной связи, не дает импульса к предстоящему движению, не становится драйвером для конфигураций сферы образования к лучшему…

- Мы начали разговор с того, что позиция родителей по отношению к школе в крайние годы приметно поменялась. Но верным будет и обратное утверждение: школа тоже по другому понимает свои дела с семьей. Вспомнить хотя бы недавнюю ситуацию с бесплатными учебниками: чтоб решить делему, директорам пришлось обратиться к родительскому обществу за помощью - обратиться с просьбой, с надеждой на осознание, как к партнерам, как к союзникам.

- Мне кажется, в этом диалоге меж педагогическим и родительским обществами роль модера, роль организатора общения, роль хедлайнера дискуссии обязана принадлежать школе. Просто поэтому, что эта функция школой лучше осознается - мастерски и с осознанием всей трудности задачки.

Все-же, что ни говори, но довольно аморфный состав родительского общества сильно затрудняет агрегирование одного представления. Школе проще мобилизовать свои силы, сконструировать свою позицию и предъявить ее родителям. И получить обратную связь - разделяют они эту позицию либо не разделяют. И попробовать их уверить и доказать свою правоту, ежели согласия нет. И пойти на уступки, компромиссы и коррективы, ежели есть таковая необходимость.

Но при любом сценарии, при любом методе активной стороной диалога обязана быть школа, ибо мяч - на ее стороне и она в этом гейме - подающий.