Оле Нидал: к свободе и покою
«Буддизм дозволяет людям стать вольными и обеспеченными… Мы сами решаем: играем мы трагедию либо комедию, богатые мы либо бедные, - все зависит от нашего взгляда», - заявил лама Оле Нидал на лекции «Буддизм в современном мире» в пн в кинозале «Россия».
Зал, вмещающий около 2 тыщ человек, был переполнен. Слушать первого западного ученика главы школы Карма Кагью - одной из 4 главных школ тибетского буддизма Алмазного пути - пришло много молодежи. Лама Оле провел медитацию и ответил на различные вопросцы аудитории, начиная от вреда алкоголя и абортов и заканчивая постижением пустоты.
По его словам, термин «будда» значит состояние мозга - «пробуждение от сна», и за время существования разумной жизни на земле покажется тыща будд. «Современные заслуги молекулярной физики молвят, что место есть информация. Все свойства и познания уже находятся в нас, в нашем уме. Будда лишь помогает устранять препятствия к пониманию этого - смешанные чувства (эмоции) и твердые идеи (такие как материализм, нигилизм, экзистенциализм)», - объяснил лама.
Он призвал стремящихся к освобождению не отождествлять себя ни со своим телом, ни со собственной душой, которые повсевременно изменяются. «Неизменно повсевременно лишь место. Понимание этого дает глубочайший покой и бесстрашие», - произнес Нидал.
Основными свойствами он именовал сочувствие и ясное понимание (мудрость), которые для гармоничного существования человека в обществе должны уравновешивать друг дружку. При всем этом гнев, выделил лама, - признак беспомощности.
Говоря о причинно-следственных связях всего происходящего в мире, лама призвал держать в голове, что «мы всегда создаем предпосылки для будущего», таковым образом определяя его.
Ступа, исполняющая желания, и снежный лев
Один из методов определения грядущего практикующие буддисты и все интересующиеся могли опробовать прямо у входа в кинозал «Россия», пожелав что-нибудь не плохое (в большей степени - альтруистичное) около маленькой передвижной ступы и молитвенных барабанов, простоявших тут с пн. до ночи вторника.
Cтупы - строительные сооружения, символизирующие в буддийской традиции совершенную природу мозга, просветление. Буддисты верят, что они оказывают положительное влияние на силовое поле вселенной, содействуют процветанию и умиротворению окружающей местности и приносят благо людям, посещающим их. Согласно буддийскому учению, всякий, кто лицезреет ступу и обходит вокруг нее с положительными пожеланиями, обретает духовные награды и уменьшает мучения. 1-ые ступы были построены тысячелетия назад в Азии, а сейчас они возникают в Германии, Испании, Франции, Венгрии, Мексике, в буддийских регионах России.
«Наше нынешнее состояние является результатом пожеланий, которые мы совершали в прошедшем. Делая пожелания, мы строим свое будущее, а делая пожелания рядом со ступой, мы многократно увеличиваем их силу», - считают организаторы проекта.
Президент Российской ассоциации буддистов традиции Карма Кагью Александр Койбагаров выразил надежду, что прямо за временной экспозицией в многонациональной и многокультурной Москве покажется и неизменная ступа - «символ мира и доброты».
Желающих учили совершать «кхору» - обходить ступу с хорошими пожеланиями по часовой стрелке, делать «подношения» расположенной в центре ступы фигуре будды - цветами, монетами, медитацией.
Каждый час вокруг ступы разыгрывалось театральное действо: два человека, надев «костюм» необыкновенного зверька и гигантскую маску, исполняли под этнографическую музыку этнографический танец Снежного льва. Этот персонаж буддийской мифологии считает покровителем и эмблемой Гималаев, Снежные львы изображены на гербе Тибета.
«Сокровища Гималаев»
Проект «Сокровища Гималаев» - это путешествующая выставка, которая знакомит россиян с традициями и художественной культурой буддийских народов. Она включает наиболее 300 арт-объектов, сделанных в мастерских и монастырях Индии, Непала, Тибета, Монголии, также буддийских регионов России. В числе экспонатов - редкие скульптуры, тханки, ступы, фото. Экспонирование сопровождается экскурсиями, кинопоказами, мастер-классами и лекциями.
Проект существует наиболее 10 лет, и благодаря ему с буддийским искусством познакомились 82 тыщи человек в 46 больших городках страны от Москвы до Владивостока.
Организаторами проекта выступили Интернациональная общественная организация содействия сохранению культурно-исторических традиций народов Центральной Азии «Культурное наследие Гималаев», департамент культуры Москвы, Муниципальный музей искусства народов Востока и Российская ассоциация буддистов Алмазного пути традиции Карма Кагью.
Карма Кагью
Согласно крайней переписи населения, около 900 тыщ россиян именуют себя буддистами. Школа Карма Кагью существует на местности современной России с XIII века.
В обычных буддийских регионах России (Калмыкии, Бурятии, Туве) посреди этнических буддистов больше всераспространено учение школы Гелугпа. Общин Карма Кагью записанно около 70 (наикрупнейшие - в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске), последователей - до пары 10-ов тыщ.
Но Карма Кагью в России, как и в остальных государствах мира, активно проявляет себя в обществе и СМИ - и, невзирая на сравнимо маленькое число последователей, выделяется посреди миллиона российских этнических буддистов.
Предшествующий глава школы - Кармапа XVI Рангджунг Ригпе Дордже - распространил учение Карма Кагью по всему миру с помощью собственных западных учеников - датчан Оле и Ханны Нидал. Благодаря их усилиям за 40 лет в самых различных точках планетки, по словам путешествующего ламы Оле, было сотворено около 650 буддийских центров.